четверг, 28 ноября 2013 г.

Книга: прощание с Россией




Так уж сложились обстоятельства, что мне довелось проследить судьбу книги с момента ее появления на свет из-под пера автора. Видел, как работают с «самотеком» в случае массовой художественной литературы. Не буду травмировать начинающих писателей и воздержусь от описания. Могу отметить, что у редакторов профессиональный юмор похож на юмор медиков. Присутствовал многократно на обсуждении и при поиске финансирования для нон-фикшн. Это менее травматично. Более чем неплохо я знаком с работой с текстом, когда уже принято решение о публикации – редактура, корректура, создание макета, верстка, дизайн. Наблюдал возрастание градуса ненависти на этом этапе между автором и редактором. Наконец, книга вышла. И здесь мне тоже повезло – довелось познакомиться с работой отдела маркетинга одной крупной книготорговой сети.
К великому сожалению вынужден констатировать, что ситуация сегодня в издательском и книготорговом бизнесе не внушает оптимизма. В 2012 году в результате внедрения новой «мудрой» политики налогообложения не только уничтожили малое предпринимательство, а понятие «индивидуальный предприниматель» осталось лишь в энциклопедиях, но была ликвидирована основная масса издательств, публиковавших художественную литературу.
На днях во всеуслышание г-н президент заявил, что оказывается изучать литературу в школах важно и нужно. Нам, – вот ведь сюрприз! – необходимы грамотные и нормально воспитанные люди! Это что ж такое приключилось? Движение мысли по извилинам мозга нашего руководства становится все более и более загадочным и непредсказуемым. Сначала власть выдавливает всю содержательную часть среднего образования, упорно подменяя ее дружным триумвиратом «физкультура – ОБЖ – патриотическое воспитание» с тупым ЕГЭ на выходе. У подрастающего поколения планомерно выкорчевываются навыки анализа и умение связно излагать мысли. Параллельно уничтожаются издательства. Министры культуры и образования на перегонки кричат, что нам не нужны библиотеки и специально подготовленные учителя. А еще вспомним и про гонения на высшее гуманитарное образование, и картина окажется полной. И вдруг президент вспоминает про важность написания сочинений и чтения книг!
И возникает сразу как минимум два вопроса:
1. Кто будет читать, если в России не воспроизводится читатель? Через поколение мы превратимся в принципиально не читающую страну.
2. Какие книги будут читать? Книжный рынок России – один из самых бедных рынков цивилизованного мира. Новые имена не появляются, книги из специализированных магазинов вытесняются канцелярскими товарами. Если президент имел в виду Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова, то значит, как не читали, так читать и не будут. Классика мертва и любая попытка ее воскрешения подобна работе доктора Франкенштейна. Маниакальная эксплуатация текстов этих, вне всяких сомнений великих людей, во многом и привела к формированию стойкого отвращения у школьников к литературе вообще.
Между тем в соседней Финляндии – книжный бум. В последние годы доходы финских магазинов возросли в несколько раз. Когда в Великобритании возникла угроза потери читателя, правительство ввело в действие программу по «возвращению книги». Началась пропаганда чтения. И сегодня – это вполне читающая страна. И не просто читающая, но активно издающая. Я уже не говорю о том, что англоязычный литературный рынок – самый масштабный в мире. Он каждый год дает нам огромное количество новых имен, позволяя людям и творить, и читать. Английская и американская литература находится в постоянной положительной динамике. При этом у нас кто-то до сих пор говорит о «бездуховности Запада» и «тлетворности западных ценностей». По степени «бездуховности» Россия уже давно обогнала Запад. Дешевая пропаганда РПЦ и пошлые программы патриотического воспитания не заменят культуру книги. Ведь именно там эти самые ценности и есть – и духовные, и патриотические, и все прочие.
Нельзя забывать еще и о другом моменте, подрывающем издательский бизнес. Это банальное пиратство, о котором говорят постоянно. Более 70% книжного рынка в России захвачено пиратами. Что, с этим ничего нельзя сделать? Зачем принимать законы по охране авторского права и не создавать механизмы, при которых бы они работали? Разумеется, пагубную роль играет в данном случае и низкий уровень жизни населения. Далеко не каждый может позволить себе выложить за книгу 200 – 250 рублей. Так и возникает замкнутый круг. Пираты обворовывают издателей и писателей, издатели вынуждены поднимать цены на книги, чтобы окупить хоть какие-то затраты, народ не в состоянии их покупать и скачивает пиратскую продукцию. Казалось бы, хороший выход – электронные издания. Но и здесь проблема: в России не развита система электронных платежей.
Из литературы уходят многие писатели – в редактуру и рерайтинг, в написание сценариев для «мыла». Оно и понятно – как можно жить на те гонорары, что они получают? У нас есть небольшой набор профессиональных писателей, реально зарабатывающих хорошие деньги. Это не более десяти псевдонимов, за которыми скрываются целые «литературные комбинаты». Рынок беднеет на глазах. С каждым годом имен все меньше и меньше. У молодого начинающего автора – и это я могу сказать со всей ответственностью – шансов опубликоваться практически нет. Издательства находятся в такой ситуации, когда не могут позволить себе вкладывать деньги в начинающего. Потому ставка делается на переводные тексты. Как мне популярно объясняли, если в США книга разошлась тиражом 40 тыс., то у нас есть шанс продать хотя бы 4 тыс. Вот и весь расклад. Кто еще хочет бороться с «западными ценностями»? Может, лучше внедрить разумное налогообложение и начать бороться с пиратами?
Министр образования сказал, что мы должны воспитывать потребителя. Эта фраза вызвала дикий шквал негативной реакции интеллигентной общественности. Я, мягко говоря, не отношу себя к сторонникам ни этого министра, ни правительства в целом. Однако, на все 100% согласен с этими его словами. Двумя руками я за воспитание Потребителя. Причем именно так, с большой буквы! Но есть один существенный нюанс, о котором министр не дает себе труд задуматься. Чтобы воспитать Потребителя, нужно с детства прививать ребенку культуру потребления. О чем речь? Например, зададимся вопросом: куда можно отправиться в поисках еды? Можно поесть в ресторане или бистро. Другой вариант – купить продукты на рынке или в магазине. Можно с риском для жизни приобрести нечто съестное у бабки в подземном переходе или на обочине шоссе. А можно и вообще на помойку пойти – там тоже что-то съедобное обязательно найдется.  Видите, сколько вариантов! Так вот культура потребления нужна именно для того, чтобы человек умел сделать правильный выбор. В противном случае он будет в равной степени подрывать как свое здоровье, так и экономику государства.
Настоящему Потребителю нужно нормальное, а не кастрированное образование, а еще и книжный рынок во всем его многообразии.
Пока еще есть призрачный шанс выправить ситуацию. Для этого просто нужно принять несколько волевых решений, начать настоящую борьбу с пиратством, сделать закон об охране авторского права действующим, скорректировать налогообложение, чтобы хоть немного реанимировать бизнес. И перестать уже наконец запрягать безумную тройку «физкультура – ОБЖ – патриотическое воспитание». Все равно она никого и никуда не повезет.
Вот такие мысли посетили меня за очередной чашкой кофе.

Комментариев нет:

Отправка комментария