суббота, 28 февраля 2015 г.

Вендетта в доме скорби



Когда-то я уже размещал материал о графических романах, но этого вроде не было.

Родина Джека Потрошителя и Чеширского кота, неиссякаемый источник вдохновения для стимпанка и кладезь черного юмора – Туманный Альбион просто обязан был оставить свой собственный, неповторимый след в истории графического романа.

Когда речь заходит о британском графическом романе, первое имя, что всплывает в памяти даже у тех, кто мало знаком с этим видом искусства, – Алан Мур. Фигура эта не просто культовая, но и во многом парадоксальная. Художник, сценарист, бизнесмен, музыкант, писатель – кажется, нет ни одной творческой профессии, которой бы Алан Мур не отдал дань. Первые его работы появились на рынке в конце 1970-х годов и сразу принесли известность молодому на тот момент художнику-иллюстратору.
Российскому зрителю хорошо известен фильм «Судья Дредд». Так вот история эта сначала имела не кинематографическое, а графическое воплощение. Алан Мур даже предложил свой сценарий для одного из выпусков «Судьи». Не сложилось. Однако талантливый художник получил предложение написать сценарий для другой, не менее известной отечественному зрителю истории – мультфильма «Future Shocks». 

Наиболее знаковые заказы Алану Муру поступают в первой половине 1980-х годов от журнала «Воин» («Warrior»). Это «Воин: Марвелмен» и, конечно же, «V значит Вендетта». В последнем проекте идея сильного тоталитарного государства вступает в извечный конфликт с идеей анархизма. Герой-одиночка – обычная ситуация для подобных сюжетов – бросает вызов правительству. Красивая, яркая и стильная история была рождена недовольством самого Алана Мура политикой Маргарет Тэтчер и притеснений ее правительством сексуальных меньшинств. Справедливости ради следует отметить, что вокруг романа сплотились единомышленники Мура, и власти был дан отпор общественностью, а наиболее одиозный закон против гомосексуалистов так и не вступил в силу благодаря этому единению. Историю иллюстрировал один из самых известных художников Британии того времени – Дэвид Ллойд. Работа превратила Алана Мура в культового автора и общественного деятеля, и считается одной из лучших в его творчестве.  
Еще один любопытный проект, реализованный Аланом Муром – графический роман «Из Ада». Он, пожалуй, самая любимая моя работа Мура. Возможно, от того, что это весьма оригинальная интерпретация знаменитых убийств в районе Уайт Чеппел. Иллюстратором выступил шотландец Эдди Кэмпбелл. В романе прекрасно воссоздана атмосфера викторианской Англии восьмидесятых годов XIX века. Все истории о Джеке Потрошителе имеют в своей основе некие реальные события и факты. В частности, эта базируется на том, что действительно когда-то полиция получила письмо от предполагаемого убийцы подписанное «Из ада». Было ли то письмо от Джека Потрошителя или нет, мы, увы, никогда не узнаем. Маньяка не поймали, а сами убийства неожиданно прекратились. Алан Мур и Эдди Кэмпбелл по крупицам реконструируют повседневную жизнь английского общества того времени. Для придания ощущения документальности Мур осторожно включает в ткань повествования наиболее известных личностей той эпохи. Есть там и писатель Оскар Уайльд, и художник и дизайнер Уильям Моррис, и несчастный человек-слон Джозеф Меррик, а самое главные – мрачный и скандально известный художник Уолтер Сикерт. Именно его подозревали те, кто всерьез вел расследование этих убийств. Впрочем, Мур оригинален и предлагает свой вариант развязки. Роман поражает динамикой – оторваться невозможно. Рассказ о чудовищном, загадочном и притягательном Лондоне завораживает, а город становится полноправным героем действа. История была экранизирована, о чем многие знают. В главных ролях снимались Джонни Депп и Хизер Грэм. Фильм чудесным образом сохраняет мрачную атмосферу графического романа.

Никуда не уйти нам и от другого, не менее талантливого и многогранного персонажа – Нила Геймана. Так же как и Алан Мур, Гейман выступает как сценарист, создатель графических и текстовых романов. Нашим соотечественникам он известен как автор серии графических историй «Песочный человек». В данном случае Гейман эксплуатирует древний фольклорный сюжет о мифологическом персонаже, который заставляет детей засыпать, насыпав им в глаза песок. Гейман поднимает эту историю на невообразимый интеллектуальный уровень и придет ей совсем иное звучание, хотя тема сна остается центральной. Главный герой – Морфей ­– отвечает за равновесие вселенских сил и является одной из семи вечных сущностей наравне со Смертью, Страстью, Безумием, Страданием и пр. Серия была позднее собрана в десять томов. «Песочный человек» получил премию World Fantasy Award.
Британия богата на таланты. К давнему спору севера и юга, Англии и Шотландии, за пальму первенства присоединяются и создатели графических романов. Именно горная и свободолюбивая страна замков – Шотландия – дает нам «третьего кита» британской графической индустрии – Гранта Моррисона. Он является одним из авторов «Фантастической четверки», сотрудничал в серии «Бэтмена» и «Супермена». Начинал свою творческую карьеру с коротких рассказов, а потом посвятил себя графике и сценариям. Впрочем, от литературной деятельности не отказался. Среди известных текстовых работ – роман «Супербоги».
Один из самых мрачных и ярких графических проектов Гранта Моррисона – «Психиатрическая клиника Аркхэм – дом скорби на скорбной земле» (кстати, это мой любимый графический роман). Издательство «Азбука» в этом году порадовало нас официальной публикацией этого знаменитого графического романа из сюжетов про Бэтмена. Твердая обложка и 320 страниц безумной психоделической истории – есть чем себя порадовать еще в уходящем 2013 году. Вообще, клиника «Аркхэм» – это возможно наиболее известное из выдуманных мест. По популярности ничуть не уступает Хоггвартсу. Все самые жуткие воплощения зла, все великие безумцы из мира тьмы рано или поздно оказывались здесь. Доктор Амадей Аркхэм даже не представлял, во что превратиться его детище спустя годы. Талантливый психиатр и психолог, он просто заботился о развитии медицины и создавал клинику из самых благих соображений. История лечебницы Аркхэм – история самого удивительного симулякра эпохи. Она появилась еще в мрачных повестях Говарда Лавкрафта. Редкий рассказ про Бэтмена обходится без упоминания этого места. Аркхэм несколько раз разрушался, бывал заброшен, но всегда возрождался, будто какой-то темный феникс. Обманом коварный Джокер заманивает Бэтмена в лечебницу. И начинается настоящая вендетта в доме скорби – полные опасности безумные блуждания супергероя по коридорам и палатам этого жуткого места. 

Классические и хорошо знакомые многим литературные тексты все чаще становятся предметом работы авторов комиксов и графических романов. Не так давно представил свои проекты «Мастер и Маргарита» и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» – на суд широкой общественности британец польского происхождения Анджей Климовски. Насколько атмосферу М. Булгакова удалось передать графическими средствами – можно спорить. С другой стороны, Климовски не пытался следовать оригиналу, используя его, скорее, для вдохновения.
Сложно однозначно утверждать, в чем именно заключается «фирменный стиль» британского графического романа. Может, в тяготении к философским темам, социальной проблематике и мрачности атмосферы. Бесспорно только, что относятся британцы к этому виду творчества со всей возможной серьезностью и художники находятся в постоянном творческом поиске. 

Комментариев нет:

Отправка комментария