«Маленький»,
«малый», «камерный» – именно такие прилагательные стали неотъемлемой частью
характеристики практически любого явления современной скандинавской
художественной литературы. Это литература «малых форм» и «маленького человека». «Маленький человек» финской писательницы Туве Янссон,
о которой пойдет речь во второй части, и Ингер Эдельфельдт удивительно похожи,
но в то же время и отличены. В языке Туве Янсон, пожалуй, больше полутонов. Ее
рассказы и повести проникнуты духом романтизма, реалистические детали
повседневности уходят на второй план, герои обретают «вневременной статус», в
то время гак «маленький человек» Ингер Эдельфельд очень жестко привязан к
сегодняшнему дню.

Маленький
человек нередко становится случайным путником, наблюдателем, проходящим по
жизни и не оставляющим следов. Так, рассказ Т.Янссон «Умеющая слушать»,
вошедший в одноименный сборник, повествует о женщине обладающей поистине
бесценным даром – она, что и вынесено в заголовок, умеет слушать. В этом
заключается ее талант, но более ни она сама, ни ее жизнь ничем не
примечательны. Т. Янссон
делает акцент
именно на этом таланте главной героини, подчеркивая идею о некоей
предопределенности жизненного пути и важности роли любого человека на своем месте.
Однако тетушка Герда, героиня рассказа, не кажется нам счастливой, а ее жизнь
не вызывает зависти. Ее талант, конечно же, важен для окружающих и она щедро
одаривала им мир, слушая и внимая окружающим, но для себя самой она не сделала
ничего. Возможно, будучи дамой состоятельной, она не нуждалась в деньгах и не
имела необходимости в работе как таковой. Тем не менее, на старости лет ее
охватило почти маниакальное стремление составить генеалогическое древо семьи с
указанием всех связей и тайн многочисленной родни – работа странная, на грани безумия,
но захватившая ее целиком, что говорит об активности и целеустремленности
женщины и, в том числе, об отсутствии должной самореализации. Символичным в
рассказе оказывается и финал, когда Герда сворачивает законченную работу и
делает пометку о необходимости сжечь это после ее смерти не читая – даже этот,
главный и единственный труд ее жизни, не оставит следов. Составление
генеалогического древа
превращается в
символ человека-наблюдателя, странного хрониста, скрупулезно фиксирующего
события чужой жизни. Именно для этого она употребила свой талант – умение
слушать – для «фотографирования» чужих судеб.

Туве Янссон в
малой прозе словно выступает духовной наследницей русских писателей
XIX века – Чехова, Тургенева
и пр., что проявляется в сочетании лиризма и легкого морализаторства. Несмотря
на глубокий психологизм и «пастельные» оттенки повествования, Т.Янссон не редко
«упрощает» историю, в финале едва ли не в лоб сообщая читателю главную идею
рассказа и расставляя все морально-нравственные оценки. Безусловно, можно
говорить и о специфике жанра малой прозы, когда на более чем ограниченном
пространстве автор должен в полной мере выразить доминантную идею, избегая
длиннот и излишеств. Впрочем, это ничуть не снижает художественной значимости
произведений писательницы. В рассказе «Черное на белом», так же как и многие
другие повествующем о «жизненных тупиках» маленького человека, мы сталкиваемся
в финале именно с этим авторским приемом. Едва ли не все в рассказе имеет некую
символическую нагрузку – это и благополучная жизнь, и дом, построенный по
проекту жены, и невозможность нарисовать ее портрет (главный герой несколько
раз пытался это сделать, но у него ничего не получалось). Даже стеклянные стены
дома, не дающие сделать то, что так хочется главному герою, и то становятся
символом общества-системы. Перед нами художник (показательно, что в рассказе у
него нет имени), творческая личность, загнанная в бытийные рамки, и влачащая
такую же серую жизнь как и любой другой «маленький человек». Он погружен в
поиск «черного» в серой жизни, который приводит его в сферу инфернального:
символичным выступает получение заказа - это иллюстрации к антологии страха.
Именно этот заказ позволяет ему дать черную доминанту в своих рисунках, к чему
он так давно стремился. Ему хочется передать темноту, являющуюся, по его
убеждению, истинным выражением страха, а серое, по его словам, лишь передает
«ощущение затаенного дыхания, предчувствие страха ожидание его». Однако
творческий поиск и многодневная сосредоточенная работа приводит к неожиданному
результату: после долгих исканий олицетворением истинного ужаса оказывается
супружеская спальня – символ и апофеоз серости бытия.

Для зрелого состоявшегося
человека, всю жизнь верившего в правильность бытийных основ системы, осознание
ложности реальной жизни может привести не к освобождению, а к полному и
окончательному краху: разрушение старого дома становится символом рухнувшей
жизни главного героя.
Иногда
возникает ощущение, что для писателей стран северной Европы одиночество давно
обрело тотальный характер, а общество всеобщего благоденствия не сделало
человека счастливым. Или это не более, чем фантазии отдельно взятых писателей?
Комментариев нет:
Отправить комментарий