Относительно недавно я был покорен совершенно потрясающими рисунками графического романа "Реквием. Рыцарь-вампир" в исполнении Оливье Ледруа. Так началось мое детальное знакомство с миром готического франко-бельгийского BD. Несмотря на бурные дебаты на просторах Сети
фанатов, коллекционеров, критиков и любителей, общепринятой жанровой типологизации
графического романа на сегодняшний день так
и не появилось. Сложно спорить лишь с одним – на развитие девятого вида
искусства сильное влияние оказывают местные культурно-региональные традиции.
Есть и еще
одно общепринятое мнение: особый трепет перед графическим романом испытывают во
Франции и Бельгии – «двойной» родины своеобразного стиля, весьма отличного от
американского варианта. Ряд исследователей, опираясь на франко-бельгийские
работы, выделяют два «самостоятельных» направления – roman graphique и roman en bande dessinée. Есть, пожалуй, лишь одно
до некоторой степени общепризнанное, хотя и более чем условное различие между
ними. Первый – roman graphique – история, которая может не иметь продолжения. Она
локальна и закончена, а тематически чаще всего обращается к неким жизненным
ситуациям, любовным коллизиям, простым или не очень историям, которые
оказываются при этом всеми узнаваемыми. Иными словами, традиционный роман, но
выполненный графически. Что же касается второго – roman en bande
dessinée (BD)
– то это все же «многосерийная» история. Именно о них пойдет речь дальше.
В далеком
1929 году развитие BD стартовало со знаменитого Тинтина. Тогда
непрофессиональный художник Эрже (Жорж Проспер Реми) нарисовал первую историю
«Тинтин в стране Советов». Всего Эрже создает 24 альбома про находчивого
журналиста. На долю Тинтина и его верного друга фокстерьера Милу выпало немало
приключений. Он даже побывал на Луне и встречался с инопланетянами. Первые полноценные издания Тинтина в России
появились в 2004 году, но настоящим прорывом становится текущий 2013 год: в
издательстве «Махаон» вышли альбомы «Голубой лотос», «Сигары фараона», «Краб с
золотыми клешнями», «Сокровище Красного
Ракхама», «Черный остров» и «Секрет «Единорога»». Пока что российской аудитории
в большей степени известны не сами альбомы, а фильм Стивена Спилберга 2011 года
«Приключения Тинтина: тайна Единорога». Несмотря на то, что во
франко-бельгийской культуре традиция рисованных историй уходит корнями в 1929
год, лишь в 1964 Морис де Бевер и Пьер Ванкеер назвали графические романы
девятым видом искусства.
Лидером
франко-бельгийской школы вплоть до своей кончины в 2012 году долгое время
оставался Мебиус (Жан Жиро). С творчеством этого человека мне довелось
познакомиться в 1986 году, когда на
экраны наших кинотеатров вышел полнометражный мультфильм «Властелины Времени».
Мебиус выступал в этом произведении как один из авторов сценария и художник.
Лет мне тогда было мало, а потому никаких имен я не запоминал, а вот
невероятная графика этого фантастического мультфильма буквально покорила. Более
красивых мультфильмов видеть на тот момент мне не доводилось, при том, что сама
история местами весьма трагична, а в целом – полна какой-то светлой грусти.
Мебиус не только известен своими графическими романами, но и сотрудничеством с
ведущими режиссерами. Он принимал участие в разработке визуального ряда для
фильма «Чужой», «Трон», «Бегущий по лезвию», «Бездна», всеми любимого «Пятого
элемента» и многих других. Творческий взлет Жана Жиро начинается в 1963 году,
когда свет увидел первые выпуски его работы «Блуберри» – странной и увлекательной истории о Диком Западе и приключениях Майка С. Блуберри.
Здесь есть все – психоделия, индейцы, мистика, вестерн. Этот графический роман
был экранизирован в 2004 году. «Блуберри» не единственная история Мебиуса,
которая попала на широкий экран. Дело в том, что Жан Жиро создавал настоящие
произведения искусства, а не просто истории с продолжением. Тонкие эстетские
работы, где сочетаются элементы модерна, сюрреализма, барокко и романтизма
доставят удовольствие любому, даже самому взыскательному читателю. Одна из
самых знаменитых работ Мебиуса – роман «Арзак». Это история о воине, что летает
на Птероиде, охраняя покой самого мрачного места на свете – пустыни «Б»,
кишащей всякой гадостью. Настроения ускользающей печали, пустоты и
неопределенности, жизнь на грани галлюцинации – все это фирменные черты
творчества Мебиуса.
Зыбкая грань
реальности и галлюцинации есть и в другой работе – «Инкал». Здесь Жиро выступал
именно в роли художника, а сценарий работы остался за Алессандро Ходоровским.
Это истории о детективе Джоне Дифуле и его жизни в мире, что соединил
технико-технологический прогресс и восточную эзотерику. Многие образы серии
родились в сознании Мебиуса после поездки на Таити.
Сегодня
Мебиус по-прежнему культовая фигура французского BD. Любое произведение, где он
выступал как сценарист и художник, или где оказывался просто художником –
настоящий подарок для любителей графического романа. В России уже сложился
обширный круг поклонников творчества этого гениального мастера, несмотря на то,
что его работы на русский не переводились. Зато интернет-магазины активно
продают их на английском и французском языках. Впрочем, для «Арзака», например,
это в принципе не важно – текста там почти нет.
Другим не
менее известным представителем французского графического романа является Поль
Гиллон. Увы, он также скончался, причем опять же относительно недавно – в 2011
году. Он автор многих фантастических и приключенческих работ. Некоторые
написаны в соавторстве с Жаном-Клодом Форестом («Эхо саванны», «Потерянные во
времени»). Российскому интернет-сообществу известна его многотомная история
«Выжившая», рассчитанная на взрослую аудиторию. Мир техники и человеческие
чувства, холодное железо и жаркие эмоции – именно вокруг этих оппозиций
выстраивается роман.
Как любое
успешное направление в искусстве, BD со временем начинает обрастать подвидами и
поджанрами. Так во Франции набирает обороты готический BD во главе со своим
лидером – Оливье Ледруа. Вампиры, демонессы и роковые красавицы в железных
корсетах на фоне мрачных пейзажей, воители в прекрасных, но совершенно не
функциональных доспехах – вот вселенная Ледруа. Притягивающая взгляд
романтичная и немного порочная готика. «Алый танец», «Драконий ветер», «Знак
тьмы» и, конечно же, жуткий мир многосерийного романа «Ша» собрали множество
верных поклонников. А выпускаемый по настоящий момент «Реквием. Рыцарь-вампир»
и вовсе превратился в икону готического BD. Рунет просто стонет под натиском его
любительских переводов и пиратских копий. Кстати, непонятно, почему еще нет ни
одной официальной версии на русском, а ведь «Реквием» уже успел собрать немало
премий. Да дело и не в премиях – мир Воскресении это то, с чем должен
познакомиться каждый: цитаты из Данте, вудуизма, митраизма, христианской мистики, прямые аллюзии на политическую
историю – все это выводит этот графический роман на совершенно новый уровень,
превращая в событие мировой культуры.
Многие
отмечают, что в последние два года наблюдается рост популярной
франко-бельгийского графического романа. Хотелось бы выразить острожную
надежду, что российские издатели обратят пристальное внимание на феномен
франко-бельгийского BD и следом за Тинтином мы увидим на прилавках несколько
более современные произведения. Особенно те, что на наших глазах рождают мощное
субкультурное движение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий