воскресенье, 31 августа 2014 г.

Там пели трубадуры – 3

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой -- подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен
Единорог иль лев, орел или грифон;
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне...
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья.
Теофиль Готье


           Рыцарский замок постепенно эволюционировал в четвертый тип замкового комплекса – замок-резиденцию. Вартбург не исключение. На протяжении зрелого Средневековья его интерьеры наполнялись гобеленами и резными панелями, достраивались новые здания, более комфортные и красивые. Интересно, как эта эволюция отразилась на гравюрах позднего Средневековья или Раннего Нового времени. Так на гравюре с изображением замка Аделебсен ок. 1650 года мы видим на первом плане парадный фасад с большими окнами, а тяжелая башня-бергфрид – воплощенная память минувших дней – оттеснена на второй план. Художник делает акцент именно на парадно-комфортной стороне жизни замка, видоизменившегося под влиянием эпохи Возрождения. Аналогичную картину мы видим на гравюре с изображением замка Херцберг. В XVI веке замок перестраивается, уходит в прошлое донжон и крепостная стена – перед нами палас в итальянском стиле, легкая, приятная глазу фахверковая постройка ( См. Аугенбрауэр П.История замков от возникновения до упадка. Пер. с нем. / Мир замков. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mir-zamkov.net/art/bks/bg.shtml (10.12.11), свободный - Загл. с экрана. – Яз.рус.). Замок-резиденция полностью утрачивает оборонительную функцию, да и хозяйственно-экономическая также не имеет принципиального значения. Региональная власть в эпоху абсолютизма становится более чем эфемерной и тает, словно утренний туман, на заре Нового времени. Потому на первый план выходит исключительно функция социальной маркировки.



            Менялось функциональное назначение и облик замка, но он еще долго оставался средоточием культурной жизни. Наверное, данное утверждение более подходит для Центральной Европы, чем для Франции или Англии. И это не случайно – германские земли еще долго оставались раздробленными, и абсолютизмом могла похвастаться лишь Пруссия. Здесь, в сердце Европы, региональная власть – не пустой звук. Именно в Германии в замки продолжали съезжаться литераторы, музыканты и художники, сюда устремлялись политические деятели.
            Ближайшие от нас крупные постройки такого типа находятся в Белоруссии и государствах Балтии. На территории России замков практически нет. Пожалуй, единственный памятник такого рода – это замок в городе Выборг. Замок был основан шведами в конце XIII века – в 1293 году. В те времена он мог похвастаться самым высоким в Северной Европе донжоном. Эта башня носила имя Олафа Святого.
Значительной перестройке замок подвергается в XV столетии, когда Карл Кнутссон Бунде, наместник шведского короля, серьезно укрепляет комплекс. Тогда добавляется крепостная стена по периметру острова и четыре башни. Позже, при последующих наместниках, появляется и башня круглая – Райская. Следующий этап перестроек приходится уже на время правления одного из самых знаменитых королей – короля-реформатора Густова Вазы. Таким образом, Выборгский замок имеет множество «культурно-временных» наслоений, и он никогда не был ни резиденцией королей, ни фамильным владением какого-либо рыцарского рода. Однако мы смело можем отнести его к «заградительному подтипу» замков, потому как, находился он по тем временам в весьма значимом месте с точки зрения геополитической ситуации того времени. 
Несколько раз новгородцы пытались штурмом овладеть замком, но все было безуспешно. Только в 1710 году Выборг был захвачен Петром I, и вскоре поле этого замок утрачивает свое стратегическое значение.
Пожары XIX века окончательно лишили его первоначального облика. Реставраторы второй половины ХХ века приложили все усилия для его восстановления, чтобы сегодня мы могли получить представление об устройстве подобных комплексов, не выезжая за пределы страны. 
            Светская культура Нового времени корнями уходит именно в куртуазную культуру замка, и сегодня продолжающего занимать почетное место в сознании европейцев, а лучшие произведения современной массовой культуры будут строиться на рецепции образа средневекового замка до тех пор, пока существует западная цивилизация.


Приятного чтения!

Комментариев нет:

Отправить комментарий