Темы смерти,
тотального одиночестве, конфликта человека и социальной действительности за
последние десятилетия стали магистральными в литературе
Скандинавских стран и Финляндии. «Случается, что человека больше нет. Когда
тень – просто тень. Когда у человека больше нет взгляда, и смотрит он тряпичной
куклой, и голос у него теперь ничейный, ничей» (Биргитта Тротсиг.
Двойственность. Три саги. СПб, 2002, изд-во журнала «Звезда», С.159 – стр.149).
Пожалуй, эта фраза наилучшим образом
характеризует сложившуюся ситуацию.


Она с
нетерпением ждет выходного дня. И здесь мы сталкиваемся с характерными
особенностями социальной фобии – это повышенная тревожность и поведение
избегания. Люди, страдающие подобного рода фобиями бояться попасть в ситуацию,
когда на них будут обращать внимание, будут вольно или невольно наблюдать за
ними. Хелена погружается в темную пучину
тревоги ожидания – «Скорее всего это легкое чувство растерянности могло
возникнуть от того, что день сегодня был необычный: она наконец-то взяла отгул
посреди недели». Она предполагала ощутить подъем энергии, хорошее настроение –
но вместо этого – «странный зуд». Оказавшись в парке, куда так стремилась,
героиня ощущает острый приступ паники, оказавшись в непривычной для её жизни
ситуации, она не понимает что надо делать дальше. «Домой,- думает она,- я
должна вернуться домой. Это единственное безопасное место». Хелена даже боится
поймать такси – боится возможной аварии. По дороге она вспоминает все предметы
в своей квартире, все комнаты, цветы в горшках, вещи, наполнявшие её
повседневность и без которых она вмиг потеряла ощущение цельности.

Тексты Ингер
Эдельфельд – это наиболее яркий пример раскрытия темы «одинокого маленького
человека», но далеко не единственный. Это и повесть Хенрики Рингбум «Одержимость
Мартины Дагер», и повесть Микаэлы Сундстрем «Вокруг нас небеса те вовеки
вздымаются», и произведения столь популярного сегодня норвежского
писателя Эрлеанда Лу, и, прежде всего,
его роман «Наивно. Супер», где перед нами разворачивается жизнь «социального
аутиста», и многие другие.
Перед нами очевидная
магистральная тенденция, которая требует дальнейшего внимательного
рассмотрения. Но если вдруг вам захотелось погрустить, почувствовать вкус
одиночества – скандинавская литература именно для вас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий