Темы смерти,
тотального одиночестве, конфликта человека и социальной действительности за
последние десятилетия стали магистральными в литературе
Скандинавских стран и Финляндии. «Случается, что человека больше нет. Когда
тень – просто тень. Когда у человека больше нет взгляда, и смотрит он тряпичной
куклой, и голос у него теперь ничейный, ничей» (Биргитта Тротсиг.
Двойственность. Три саги. СПб, 2002, изд-во журнала «Звезда», С.159 – стр.149).
Пожалуй, эта фраза наилучшим образом
характеризует сложившуюся ситуацию.
Вся
художественная литература Скандинавских стран сегодняшнего дня – это литература
«маленького человека». Наиболее его полно проблемы отразила на страницах своих
произведения современная шведская писательница Ингер Эдельфельдт. Она создает
яркую галерею образов «маленького человека», зажатого в тисках повседневности,
хорошо организованной, вполне комфортной, но лишенной человеческого тепла и
счастья. Остроту ее произведениям придет как раз обыденность обстановки, в
которую вписано действие романов, повестей и рассказов. Считается, что вершина
творчества писательницы – это сборник рассказов «Удивительный хамелеон», где
Эельфельдт максимально ярко передает страхи и фобии «маленького человека»
современного шведского общества. На первый план среди прочих в ее творчестве выходит социальная фобия,
которой страдает по официальным данным огромный процент женского населения в
странах Скандинавии и Финляндии.
Рассказ из
этого сборника – «Выходной Хелены Петрен» – наиболее показателен. В
самом начале повествования писательница подчеркивает, что жизнь героини тщательно
отлажена: «Жизнь из шелка: мило обставленная квартира, приятная музыка, в
холодильнике прохладный сок». «Хорошая жизнь – это вопрос правильного выбора,
рассуждала она. Она нашла квартиру, какую хотела. Обустроила ее по собственному
вкусу. Да и про себя она знала, что производит приятное впечатление». Обращает
на себя внимание уже это ряд – хорошо обустроенная квартира и человек, она
сама, производящая на окружающих приятное впечатление, видимо, как и выбранное
жилье. Но правильно организованной жизни
явно оказывается недостаточно. Хелена тщательно готовилась к выходному дню,
спланированному, как и все в жизни организованного человека заранее: «За
зиму она обзавелась необходимым снаряжением. Она старательно подбирала. Сначала
плед: она искала совершенно определенную клетку… потом корзина и все для
пикника. Стакан из цветного стекла. Шляпа от солнца».
Она с
нетерпением ждет выходного дня. И здесь мы сталкиваемся с характерными
особенностями социальной фобии – это повышенная тревожность и поведение
избегания. Люди, страдающие подобного рода фобиями бояться попасть в ситуацию,
когда на них будут обращать внимание, будут вольно или невольно наблюдать за
ними. Хелена погружается в темную пучину
тревоги ожидания – «Скорее всего это легкое чувство растерянности могло
возникнуть от того, что день сегодня был необычный: она наконец-то взяла отгул
посреди недели». Она предполагала ощутить подъем энергии, хорошее настроение –
но вместо этого – «странный зуд». Оказавшись в парке, куда так стремилась,
героиня ощущает острый приступ паники, оказавшись в непривычной для её жизни
ситуации, она не понимает что надо делать дальше. «Домой,- думает она,- я
должна вернуться домой. Это единственное безопасное место». Хелена даже боится
поймать такси – боится возможной аварии. По дороге она вспоминает все предметы
в своей квартире, все комнаты, цветы в горшках, вещи, наполнявшие её
повседневность и без которых она вмиг потеряла ощущение цельности.
Тема
тотального одиночества и социальной фобии была продолжена в романе Ингер
Эдельфельдт «Созерцая собак». Рагнар, главный герой, стремится найти того, кто
бы его любил. Но страх перед внешним миром и страх утратить привычное окружение
сильнее. Страх перед новым, неизвестным обрекают его на одиночество.
Тексты Ингер
Эдельфельд – это наиболее яркий пример раскрытия темы «одинокого маленького
человека», но далеко не единственный. Это и повесть Хенрики Рингбум «Одержимость
Мартины Дагер», и повесть Микаэлы Сундстрем «Вокруг нас небеса те вовеки
вздымаются», и произведения столь популярного сегодня норвежского
писателя Эрлеанда Лу, и, прежде всего,
его роман «Наивно. Супер», где перед нами разворачивается жизнь «социального
аутиста», и многие другие.
Перед нами очевидная
магистральная тенденция, которая требует дальнейшего внимательного
рассмотрения. Но если вдруг вам захотелось погрустить, почувствовать вкус
одиночества – скандинавская литература именно для вас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий