суббота, 16 мая 2015 г.

Look’овая эпидемия

Статья была опубликована где-то с год назад.

Look’овая эпидемия косит жителей Хельсинки!
Не пугайтесь, речь пойдет не о массовых отравлениях хорошо известной овощной культурой. Поговорим мы о стихии уличной моды, порождаемых ею нестандартных образах и look-тенденциях.

Блогеры ежедневно демонстрируют сезонные варианты одежды, выискивая оригинальные новинки, а рядовые жители Суоми проявляют максимум фантазии, превращая каждый свой выход на улицу в маленькое дефиле, нередко становясь объектами пристального внимания со стороны модных фотографов.
Когда мы приезжаем в Хельсинки, первое, что бросается в глаза – это креативный подход местных жителей к собственному внешнему виду. Собираясь куда-либо, все мы  размышляем о том, что надеть. И большинство действует по принципу «чтоб комфортно было», стараясь, впрочем, выбрать из доступного гардероба вещи более или менее подходящие по стилю, фактуре и цвету. Но, идя по улице, в потоке прохожих, осознаешь, что все проводят за этими размышлениями разное время. И жители Хельсинки явно больше, чем все остальные вместе взятые.

Будь в теме!

Разглядывая людей на улицах финских городов, приходишь к выводу, что всех или почти всех их объединяет желание создать свой индивидуальный стиль. Достигается это путем комбинирования модных брэндов с вещами из магазинов секонд-хэнда, сделанных своими руками или извлеченных на свет божий из бабушкиных сундуков.
Уличная мода или стритстайл (англ. street-style или streetwear) – это настоящее направление в модной индустрии, не связанное ни с высокой модой, ни с конкретной субкультурой. Считается, что впервые о стритстайле как явлении заговорили в конце 1980-х, когда молодежь Токио решила приблизить высокую моду к своим потребностям и образу жизни. Поскольку неприспособленность к динамичной повседневности не только одежды haute couture, но, даже многих образчиков prêt-à-porter была очевидна, а порой попросту раздражала – причем не только японских тинейджеров – идею ее адаптации подхватили по всему миру. Дополнительным источником вдохновения стали субкультуры хип-хопа, рейва, велосипедного BMX-ксинга, скейтбординга и пр. Так что к середине 1990-х уличная мода как особый феномен casual-культуры распространилась по всей Западной Европе и США. Тогда же появились торговые марки, ориентированные на удовлетворение спроса на  синтез комфорта, оригинальности и красоты – Addict, Cheap Monday, Obey, Bape, Supreme, H&M и др. В Восточную Европу и Россию этот феномен проник несколько позже – в начале нового тысячелетия.
Современная уличная мода часто ассоциируется с движением хипстеров. Только не думайте, что это указывает не некую связь с хиппи. Идеология последних уже давно ушла, а сами хипстеры вовсе не выражают какой-либо протест. Существует несколько весьма размытых определений  этой городской субкультуры. Общее у них одно – это движение объединяет людей интеллектуальных, готовых поддержать разговоры об искусстве, неравнодушных к необычным музыкальным течениям, но самое главное – они умело комбинируют разностилевые вещи, покупая их и в новомодных бутиках, и секонд-хендах. Именно так был явлен пример создания индивидуального стиля с минимальными финансовыми затратами. Хипстеры и стали своего рода европейским локомотивом уличной моды.
Далеко не всегда прохожие демонстрируют принадлежность к этой или какой-либо иной субкультуре, более того – они к этому даже не стремятся. Чаще это просто умелое смешение стилей и трендов. Образы, объединяющие винтаж и готику, растянутые ношеные свитера и новинки последнего сезона из магазинов H&M выглядят всегда удивительно свежо, оригинально, модно и, главное, подчеркивают индивидуальность создателя look'а. Наверное, всех их можно назвать хипстерами, но не в значении принадлежности к этой субкультуре, а вспомнив, что происходит это название от английского «hip» – модный, стильный и производного от него «to be hip» – «быть в теме». Про жителей Хельсинки и других крупных городов Финляндии можно однозначно сказать – они в теме!

Хельсинские Look'и

Пожалуй, наиболее известный финский проект, связанный с уличной модой и получивший сегодня статус культового, это сайт HEL LOOKS.


Проект был задуман в 2005 году двумя жителями Хельсинки – фотографом и журналисткой, специализирующейся на моде, Лиисой Йокинен и фотографом и креативным директором компании «Sulake» Сампо Карьялайненом. Еженедельно на сайте HEL LOOKS публикуются подборки фотографий реальных людей. В основном это улицы Хельсинки, но есть рубрика HEL LOOKS travels, где представлены зарисовки из Рейкьявика, Берлина, Шанхая и других городов.
Лииса Йокинен не один раз отмечала, что они хотели представить своеобразную галерею образов повседневной Финляндии, а еще – подтолкнуть людей к созданию индивидуального стиля, поощрить их креативность.  Пожалуй, именно это объединяет всех героев нашего повествования. Лиса Йокинен обращает внимание на то же, на что и мы, оказываясь на улицах Хельсинки – люди вкладывают силы и энергию, креативный потенциал и эмоции в создание своего образа, а потому всегда с удовольствием откликаются на предложение сфотографироваться для этого сайта – ведь это означает, что профессионалы оценили их старание. Основная идея Йокинен и Карьялайнена заключается в том, что индивидуальный стиль не должен требовать больших финансовых затрат. А ведь это и есть фундамент уличной моды.
Фотографии сопровождаются крошечными историями, рассказывающими о принципах подбора одежды и любимых брэндах представляемого персонажа, с указанием имени и возраста. Так, например, мы узнаем, что некая Мэриэнн двадцати двух лет отдает предпочтение белому и серому, комбинирует мотивы костюмов индейцев и саамов, предпочитает шить сама или кардинально менять купленное. А тридцатилетняя Сюзанна никогда не носит джинсы, любит свободные брюки и платья, да и вообще – «игривую» одежду. На одних сильно повлияли японские модельеры, другие легко комбинируют традиционные сапоги от Töysän Kenkätehdas и яркие вещи от Riivari.

Финляндия – это одновременно и страна среднего класса, и центр дизайнерской мысли – вот уже почти пол века финские модельеры экспериментируют с цветом, фактурой и формой, но не в ущерб доступности. Потому и уличная мода Хельсинки обращена именно к среднему классу, не имеет возрастных ограничений, обходится, как правило, дешево, а созданный look сразу показывает креативность своего хозяина. Совместите все это – и получите облик современного жителя Хельсинки. Интересно, что создавая индивидуальный образ, финны уделяют внимание не только одежде и аксессуарам, но и предметам быта – модный человек должен жить в модном пространстве. Ведь лишь креативная обстановка может порождать нестандартные идеи. Сегодня в Хельсинки есть магазины, где можно создать свой образ полностью – от шарфика и сумки с аппликациями до подсвечника и тарелки. Например, в бутике «Helsinki 10» вы найдете и модную одежду, и дизайнерские предметы быта – от мебели до посуды.
Интереснейшие варианты уличных look’ов представлены в магазине Beam, что на Erottajankatu 15-17. Уже сейчас там можно найти первые летние коллекции молодых модельеров.
Наверное, Мекка для модников – это сеть магазинов секонд-хенда UFF. Сегодня в Финляндии их двенадцать, шесть – в Хельсинки. Интересно, что доля заработанных средств идет на борьбу с распространением СПИДа в Африке.
Подводя итог, можно отметить, что финская уличная мода складывается из практичности, соединенной с индивидуальностью, приправленной модными трендами и украшенной национальными традициями. Акцент делается на том, что можно носить долго, несколько сезонов. Жители Хельсинки предпочитают иметь мало вещей, но зато таких, которые можно бесконечно комбинировать.
Для уличной моды Хельсинки характерно, прежде всего, отсутствие комплексов – человек проявляет внутреннюю свободу во всем. Нередки случаи, когда покупаются две пары обуви одного размера, но разных цветов. Потом владелец попросту соединяет – один ботинок синий, другой – зеленый. А уж о носках и говорить не приходится – иногда складывается впечатление, что каждый второй на улицах Хельсинки надевает носки разных цветов. А еще финны любят модифицировать вещи, купленные в секонд-хенде – нашивать бахрому, пуговицы, делать аппликации на старых скучных жилетах. Уличная мода Хельсинки складывается из множества направлений и стилей. Удобство, экологизм, доступность – вот ее отличительные черты. Главное же, это сочетание индивидуальности и комфорта.

Финская уличная мода воспринимается нашими соотечественниками очень неоднозначно: одни считают ее практически эталоном вкуса и стиля, а другие чудовищным уродством и полной катастрофой. Истина, как обычно где-то посередине, но чаще образы, которые можно увидеть на улицах Хельсинки заслуживают внимания и восхищения.

В статье использованы фотографии с сайта http://www.hel-looks.com/ исключительно в ознакомительных целях и дабы привлечь читателей к этому ресурсу, поскольку сам его очень люблю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий