вторник, 7 ноября 2017 г.

Пара слов о "Матильде". Впечатление от фильма и не только

Уже давно понял, что события культурной жизни, как, впрочем, и все иные события, получают некий отзвук в моей жизни с небольшим опозданием. Будто между мной и внешним миром возведена толстая стена с хорошей звукоизоляцией. Именно поэтому и откликаюсь я на все происходящее тоже с задержкой.

Два дня назад сходили, наконец, на "Матильду". Понимаю, об этом фильме написано уже так много, что ничего нового в полемику привнести, казалось бы, просто невозможно. Я и не буду пытаться. Просто впечатление человека, который сохранял дистанцию все это время и взирал на весь наш "околокультурный цирк" со стороны.



Прежде всего, хотелось бы отметить степень "упоротости" многих сограждан. До сих пор читаю в отзывах и критических статьях сравнение событийного ряда фильма и исторических реалий. Это же насколько нужно быть узколобым и ограниченным во всех смыслах этого слова, чтобы воспринимать мелодраму в исторических декорациях как архивный документ? С каким-то маниакальным упорством некоторые наши сограждане выискивали в "Матильде" исторические ляпы, а потом, капая ядовитой слюной на клавиатуру, выдавали эти "жуткие ошибки" в Сеть. Причем, что удивительно, ни одной серьезной ошибки так обнаружить и не удалось. Нет, правда кто-то учит историю по мелодрамам и драмам? То есть, историю Англии по сериалу "Тюдоры", историю католической церкви по сериалу "Борджиа", а историю гражданской войны в США по "Унесенным ветром"? У всех с головой все в порядке?

Вопрос о религиозных фанатиках и глубоко нездоровой женщине - Поклонской - также остается открытым. Власть в попытке слепить некую идеологию, отыскать ржавые скрепы, слепила жуткого монстра, - очередную инкарнацию чудовища д-ра Франкенштейна, - соединив ностальгию по советским временам (которые мало кто помнит, зато многие романтизируют, не понимая, что романтизация определяется тоской по ушедшей юности и молодости, а не реалиями тех дней) с кондовым православием, а сверху еще немного присыпали это несъедобное блюдо идеализированной досоветской историей. Понятно, что работали по принципу "я тебя слепила из того, что было, а потом что было - то и полюбила". Вбухали в эту монструозную идеологию кучу денег. А  что дальше? Выпустив демона религиозного фанатизма, загнать его назад крайне сложно. И вот уже патриарх в открытую, не стесняясь, с трибуны заявляет о претензиях церкви на управление светской властью и государством в целом.  Именно церковь создает атмосферу нетерпимости, постоянно нарушая 282 статью. Достаточно вспомнить последний кровожадный перформанс господина Чаплина с немыслимыми угрозами в адрес всех граждан нашей страны.



Если первая категория граждан - назовем их "доморощенными историками" - обсуждала фильм уже, что называется, постфактум, выискивая ошибки и демонстрируя собственную глупость, то вот вторая группа - "фанатики" - едва не лишили нас замечательного художественного фильма. Разумеется, власть не могла допустить запрета и отзыва прокатной лицензии - это был бы не просто колоссальный шаг в сторону религиозного средневекового мракобесия, но и демонстрация собственного бессилия перед тем демоном, которого сами же и выпустили, предполагая держать его на цепи, как сторожевого пса.

Но какой вой поднялся, когда фильм все же вышел в широкий прокат! А главная мысль, которую озвучивали "скреподержатели" - степлеры наши -  сводилась к тому, что фильм провалился в прокате. Причем, вывод этот решили сделать после первых двух дней проката. Да, здесь сложно поспорить, в первые дни далеко не каждый решился пойти в кинозал - слишком велик был страх провокаций и терактов. Чему здесь удивляться? Фанатики действительно смогли запугать часть населения. А вот власти должно быть стыдно, потому как репрессивными механизмами вроде как может обладать только она - Власть - а факт делегирования таких механизмов кому-либо еще, говорит о слабости этой самой власти. Увы, но это так. Но ситуация быстро нормализовалась. И дальше  только за первую неделю фильм посмотрело более миллиона человек.

Разумеется, пока попросту рано говорить о каких-то финансовых итогах. До итогов еще далеко. Я потом специально полюбопытствую, сколько картина собрала всего, но к внутренним сборам нужно прибавлять продажу картины в Германию, страны Прибалтики и пр. На сегодняшний день (за последние пару лет) лидер российского проката (из отечественных художественных фильмов) - фильм "Викинг", собравший более миллиарда. "Матильда", естественно, не соберет этих денег, хотя бы из-за жанра: мелодрама, рассчитанная на определенную возрастную и интеллектуальную категорию не сможет собрать столько же, сколько собирает исторический боевик, адресованный самой широкой аудитории.



Дело, впрочем,  не в деньгах. Мы получили очень качественный художественный продукт, где каждый актер на своем месте, где благодаря сотрудничеству с Мариинским театром представлен профессиональный балет, где каждый костюм - произведение искусства, где интерьеры не могут не вызывать восхищения, где продумана каждая сцена. Это совершенно замечательная любовная история в исторических декорациях, созданная по проверенным десятилетиями безоговорочного успеха голливудским канонам. И однозначно. эта лучший российский фильм, из просмотренных мной за последние пятнадцать лет. Именно благодаря таким фильмам, как "Викинг" и "Матильда" наш зритель возвращается к российскому кино. Признаюсь, я вообще не нашел в фильме ни одного недостатка. Может, это от того, что их просто там и не искал, а наслаждался зрелищем? За последние два дня я успел порекомендовать этот фильм многим своим близким, и рад, что они прислушались и сходили. Ни одного недовольного не нашлось.

Фильм еще идет, хотя и последнюю неделю. Если вы пока не сходили - сделайте это. Такие фильмы нужно смотреть на большом экране. Ни DVD, ни дисплей компьютера не передадут всей красоты кадра.

Удачного просмотра!




Комментариев нет:

Отправка комментария